Пестролистные сенполии

Последние годы в среде любителей комнатных растений отмечено массовое увлечение пестролистными формами.

Монстеры и алоказии, аглаонемы и фикусы, драцены и кодиеумы с цветными узорами на листьях вызывают всеобщее восхищение на выставках и ценятся неизмеримо выше своих зеленых собратьев. Эта мода пришла к нам с Запада и привнесла в комнатное цветоводство особый шик и изысканность.

Тем обиднее кажется бытующее у нас скептическое отношение к пестролистным сенполиям и их невысокая популярность, хотя причины в общем-то понятны. Во-первых, в нашей стране практически не известно, насколько богат сортимент этого удивительного растения «для всех». Не слишком искушенным цветоводам кажется, что листья фиалок с белыми пятнами и краями — признак надвигающейся болезни, чего-то аномального.

Действительно, на листьях фиалок от капель влаги (при неаккуратном поливе) под влиянием солнца появляются ожоги в виде светлых пятен и полос, которые декоративными не назовешь. Поэтому многие побаиваются приобретать для размножения пестрый лист. Вторая причина, объясняющая столь медленное проникновение пестролистных сортов в коллекции отечественных любителей,- плохая выживаемость их листовых черенков при пересылке.

В настоящее время известны три типа пестролистности у сенполий: окаймляющая, мозаичная и «Томми Лоу». Первая была получена селекционером Этель Чемпион (США), вложившей много труда в создание эффектных сортов.

Авторами мозаичной пестролистности считаются голландцы супруги Франк и Анне Тинари. Этот тип проявляется в виде однородной штриховки и пятен, расположенных по всей поверхности листа, независимо от его возраста. У нас известен такой старый сорт «Лилиан Джеррет».

В 1959 г. цветовод из США Томми Лоу Оден выявила пестролистность, названную впоследствии ее именем.

Позже было получено множество сортов этого типа — с листьями розовых, карминных, медных, золотистых, кремовых тонов, причем наиболее эффектно окрашены более молодые, почти лишенные хлорофилла. С возрастом они становятся зелеными с перистыми цветными полосами между жилок.

Пестролистность сентполий появилась вследствие мутации, отчего листья частично утратили способность синтезировать хлорофилл, а корневая система стала плохо усваивать азот. Этот признак устойчиво сохраняется при размножении растений черенками.

Часто спрашивают, нельзя ли какими-либо ухищрениями сорт с зелеными листьями превратить в пестрый. Действительно, иногда это происходит непроизвольно: на какое-то время нарушается синтез хлорофилла, особенно в жаркую погоду, позже такая пестролистность исчезает и при вегетативном размножении не воспроизводится.

Чаще всего подобное случилось с сортами «Голубой Восторг» и «Эдна Фишер»: листья у них вдруг становятся наполовину золотистыми (сами растения выглядят прекрасно). Впоследствии из листовых черенков получаются обычные зеленые розетки, да и маточники к осени вновь зеленеют.

На развитие пестролистных сенполий влияют три фактора: тепло, свет и состав земляной смеси. При температуре выше 25°С рост их замедляется, цветки мельчают, листья деформируются, а пестролистность исчезает. Американские специалисты объясняют это повышением в таких условиях активности почвенных азотфиксирующих бактерий. В результате фиалки начинают получать азот в избыточных количествах.

Следовательно, растения нужно держать в более прохладных местах: на северных окнах, в глубине комнаты, а также на время жаркой погоды исключать применение азотосодержаищх удобрений.

Излишнее освещение тоже, как ни странно, приводит к потере пестролистности. Фиалкам наиболее подходит содержание под люминесцентными лампами, которые следует включать не менее чем на 10 часов в сутки.

Размножаю пестролистные сорта так же, как и другие. По наблюдениям селекционеров для черенкования следует выбирать самые зеленые листья — они наиболее жизнеспособны. При укоренении черенка и развитии молодых розеток желательно поддерживать довольно высокую температуру (22-24°С), чтобы уменьшить пестролистность.

В противном случае сильно замедляется рост деток. В это время фиалке можно дать внекорневую подкормку (половинная дозировка «Вито»). У некоторых сортов пестролистность наиболее четко проявляется в самом юном возрасте, например, листья «Стар Файер» — ярко-желтые, у «Ферст Лав» — сиреневые. Затем по мере «взросления» они зеленеют.

Молодые фиалки перед первым цветением переводят на фитильный полив и содержат при 18-20°С, а в земляную смесь добавляют доломитовую муку (1,5-2 столовые ложки на ведро).

Агротехника пестролистных и других сортов практически ничем не различается, только первые ставлю чуть ближе (на 5 см) к лампам дневного света. Точно также пересаживаю их после содержания с фитилем в пластмассовые горшки большего размера с дополнительными отверстиями по бокам.

Пересаженные растения ставят в самое прохладное место — на нижнюю полку стеллажа, где температура держится в пределах 16-17°С. В таких условиях листья растения окрашиваются самым лучшим образом, раскрываются яркие крупные цветки (каких, кстати, нет у старых сортов).

Многим начинающим цветоводам может показаться, что цветки у пестролистных сенполий излишни, получается «масло масляное». Но последние новинки американских селекционеров полностью разубедили селекционеров в этом.

Примером могут служить такие пестролистные сорта с уникальными по красоте цветками, как «Ройял Леди» и «Рэскэл Даззл». У первого они роскошные бархатистые, сливового цвета с четкой белой окантовкой, а листья «оторочены кантом» винного цвета. Крупные искрящиеся ярко-розовые с фиолетовой каймой цветки «Рэскэл Даззл» эффектно выделяются на фоне белоснежных с зеленой серединой листьев (тип Томми Лоу).

У сорта «Маунтаун Мист» крупные розовые листья с темно-зеленым крапом и голубые с белой «оборкой» цветки. По-своему хороши удлиненные волнистые листья сорта гиганта «Лала Мари» с диаметром розетки до 40 см. Довольно часто были случаи, когда его листья, обычно лимонные по краям и цвета утренней зари к середине, вдруг окрашиваются весной в медные и песочные тона.

Сорта «Королева Парсона» и «Премьера» имеют листья с телесно-розовым узором, цветки у первого кремовые, а у второго пурпурные. Таким образом, цветки окрашены либо в гамме розетки, либо контрастируют с ней, что нужно учитывать при создании композиций.

Начинающие цветоводы часто спрашивают, какие трудности встречаются при выращивании пестролистных сенполий. В среде любителей фиалок считается, что они более капризны, однако это не совсем так. Особых сложностей с ними не будет, если научиться хорошо выращивать другие сенполии.

Единственная трудность заключается в том, что пересылку пестрый лист переносит плохо, особенно, если она длится свыше 7 дней. Обычные сорта доходят в хорошем состоянии через 14-17 дней. Приходится только удивляться живучести сенполий — более месяца в темной посылке! Иногда бывает необходимо переставить какой-либо экземпляр на другую полку и поменять режим освещения — и в этом случае растения перестраиваются без ущерба для себя.

Также следует отметить, что сенполии, особенно пестролистные, чувствительны к температурным перепадам. Ночное же освещение, в некоторых случаях способствует выравниванию разницы между дневной и ночной температурами. Это хорошо заметно летом в жаркие дни, когда от включенных ламп поступает дополнительное тепло, что сильно угнетает растения, и до осени на них бывает жалко смотреть.

Существует также мнение, что фиалку следует все-таки время от времени, помещать на подоконник, на естественное освещение. Видимо, это идет от убеждения, что все натуральное, природное, лучше искусственного. По многочисленным наблюдениям цветоводов сенполии в таких перемещениях не нуждаются.

И наконец, о фитодизайне. Пестролистные сенполии как нельзя лучше подходят для композиций, например, они прекрасно смотрятся на фоне папоротников: их листья настолько эффектны и нарядны, что розетка производит впечатление яркого цветка. Чтобы избежать перебора, иногда следует специально удалять бутоны.

Не стоит описывать примеры удачных сочетаний сенполий с другими растениями — это дело вкуса и возможностей. Селекционеры же ценят пестролистные сорта за их непредсказуемость и непохожесть, ведь среди них нет двух одинаковых растений, каждое уникально по-своему.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *